РАСЧЕТ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА
Расчет высоты полета выполняется с целью:
определения высоты полета относительно уровня с давлением 760 мм рт. ст. (высота эшелона);
определения высоты полета относительно уровня аэродрома inк ле взлета и при заходе на посадку;
определения истинной высоты при полете по маршруту.
Указанные задачи могут решаться в двух вариантах:
определение высоты полета по показаниям барометрического высотомера;
определение показаний барометрического высотомера для выполнения полета на заданной высоте.
Рассмотрим порядок расчета высоты для различных случаев.
Определение высоты полета относительно уровня с давлением /<!() мм рт. ст. (высоты эшелона) производится по следующей формуле: — 1
Яэш = Япр.7ео’+АЯи + ДЯа, (3.17)
1 Япрі7(5о —показания высотомера, установленного на давление 760 мм рт. ст.;
ДЯИ — инструментальная поправка;
ДЯа — аэродинамическая поправка.
Пример. Определить высоту относительно уровня 760 мм рт. ст. для следующих условий: Япр. гео“5700 м, АЯИ-+30 м и’ДЯа = —70 м.
Решение. По формуле (3:17) находим
#эщ = 5700 + ( + 30) +! (—70) = 5660 м.
Если необходимо рассчитать значение показаний высотомера для выдерживания заданного эшелона, то расчет выполняется в обратном порядке по формуле
Япр.7С0 = Я9ш-АЯи-ДЯа. (3.18)
Пример. Какую высоту необходимо выдерживать по высотомеру, чтобы выполнить. полет на эшелоне ЯЭш = 5700 м, если поправки равны: А//и=+30 м и АЯа = —70 м.
Решение. По формуле (3.18) находим
Нпр. 760 = 5700 — (+30) — (-70) = 5740- м.
Формулы (3.17) и (3.18) можно записать в таком виде:
Яэш = Япр. 76о+2ЛЯ;
ЯПр. ,60= Яэш SA7/,
где ЕАЯ=ДЯи + АЯа — суммарная поправка.
Для быстрого определения показаний высотомера с учетом суммарной поправки используются специальные таблицы, размещенные на рабочих местах членов экипажа (см. табл. 3.1).
При определении высоты эшелона необходимо обратить внимание на то, что при этом определяется и выдерживается высота, в которой не учтена температурная ошибка. Это обстоятельство не влияет на безопасность полетов на эшелонах, так как на заданной высоте в одном и том же районе барометрические высотомеры всех самолетов будут иметь одинаковые значения температурных ошибок.
Определение высоты относительно уровня аэродрома после
взлета и при заходе на посадку производится по следующей формуле:
Яазр = Япр+ЛЯиЧ-ЛЯа, (3.19)
где Япр—показания высотомера, установленного на аэро
дромное давление;
ДЯИ и ДЯа — инструментальная и аэродинамическая поправки.
Пример. Определить высоту полета относительно уровня аэродрома при заходе на посадку, если высотомер показывает Япр=420 м, а значения поправок равны: Д’ЯИ = —20 м и АЯа = —50 м.
Решение. По формуле (3.19) находим
Яаэр = 420 + (—20) + (-50) = 350 м.
Если необходимо рассчитать значение приборной высоты по заданной высоте относительно уровня аэродрома, то расчет выполняется в обратном порядке по формуле
ЯпР = Яаэр~АЯи_ДЯа. (3.20)
Пример. Высота полета относительно уровня аэродрома при заходе на посадку должна быть Яаэр = 400 м, значения поправок равны: АЯИ =» —20 м и ДЯа=—50 м. Определить приборную высоту.
Решение. По формуле (3.20) находим
Япр -4= 400 — (-20) — (- 50) = 470 м.
При определении высоты относительно уровня аэродрома после взлета и при заходе на посадку будет иметь место температурная ошибка высотомера. Эту ошибку обычно не учитывают, так как ве-
личина ее на малой высоте невелика. С уменьшением высоты температурная ошибка уменьшается и в момент приземления равна нулю.
Определение истинной высоты при полете по маршруту. Для
определения истинной высоты необходимо учесть:
— инструментальную поправку;
— методические поправки;
— барическую поправку и поправку на рельеф местности.
При определении истинной высоты по барометрическому высотомеру возможны следующие случаи:
—- давление на уровне пролетаемой местности известно и установлено на высотомере, температура у земли тоже известна;
— давление на уровне пролетаемой местности известно, но на высотомере это давление не установлено; температура у земли известна;
—: давление и температура в районе пролетаемой местности неизвестны.
Давление и температура на уровне местности в точках предполагаемого определения истинной высоты рассчитываются штурманом совместно с метеорологом непосредственно перед вылетом по данным полетной и синоптической карт.
Если давление и темпер-атура на уровне пролетаемой местности известны, то, установив давление уровня местности на высотомере, можно определить истинную высоту по формуле
Нл — Япр + ЛЯИ + АНа + АН„ (3.21)
где Н„р — показания высотомера, установленного на давление уровня местности;
ДHt — температурная поправка высотомера.
Пример. Давление и температура на уровне пролетаемой местности равны: /’и -738 мм рт. ст. и й> = 0°. После установки высотомера на давление Ра~ /38 мм рт. ст. его показания равны Япр = 6270 м. Температура на высоте полсти tu = -—35°. Поправки высотомера равны: Д#и = — 30 м и ДЯа = —40 м. Определить истинную высоту полета.
Решение. 1. Учитываем приборную и аэродинамическую поправки:
Япр + ДЯ„ + ЛЯа = 6270 + (-30) + (-40) = 6200 м.
2. Определяем истинную высоту, учтя температурную поправку на навигационной линейке:
На = 5900 м.
Расчет приборной высоты для заданной истинной производится и обратном порядке по формуле
Нпр = Ни-АН(-АНа-АНк.
Если давление и температура на уровне. пролетаемой местности известны, но на высотомере давление уровня местности не установлено, то истинную высоту можно определить по формуле
нн = Нпр + АНн + АНа + АН, + АН6 — ДЯр. (3.22)
В формуле (3.22) АН о — барическая поправка, соответствующая отклонению уровня изобарической поверхности, давление котрий установлено на высотомере, от уровня аэродрома в точке
определения истинной высоты. Если аэродром расположен в равнинной местности, то величина барической поправки определяется по формуле
А//б = 11 (Ям. „рив — Р0), (3.23)
где А,.ври —давление в районе определения истинной высоты, приведенное к уровню аэродрома;
Р0—давление,, установленное на высотомере.
В формуле (3.22) ДЯР — поправка на рельеф, определяемая с помощью полетной карты по формуле
^Р = Аа. м-А а. а> (3.24)
где йа. м и Ла. а —абсолютные высоты местности и аэродрома.
Сущность поправки на рельеф и барической поправки показана на рис. 3.10.
Ни
Рис. ЗЛО. К расчету истинной высоты полета по — барометрическому высо-
томеру
Пример. Рассчитать истинную высоту полета, если высотомер, на котором установлено давление Ро = 760 мм рт. ст., показывает Япр=5740 м, а температура воздуха на высоте tH = —25°. Абсолютная высота аэродрома ha s — +250. В районе определения истинной высоты Ла м = — р 400 м, 10 = —5°, давление, приведенное к уровню аэродрома Рм, Прив = 730 мм рт. ст. Поправки высотомера равны: ДЯПР = +30 м и АН а — —70 м.
Решение. Расчет выполняется по формуле (3.22).
1. Учитываем инструментальную и ‘аэродинамические поправки:
Нпр + ДЯИ + ДЯа == 5740 + (+30) + (-70) = 5700 м.
2. Рассчитываем исправленную высоту ЯиспР на навигационной линейке:
Яіспр = ЯПр + ДНи + ДЯа + ДЯ — 5440 м.
3. Определяем высоту полета относительно уровня аэродрома Яаэр5
ДЯв = 11 (Рм. пряв — Рб) = 11 (730 — 760) = -330 м;
Яаэр = Яіспр + ЛЯз = 5440 + (-330) = 5110 м.
4. Находим истинную высоту полета:
Д#р = К. м — К. а = 400 — 250 =4-150 м;
Яи = Яаэр — ДЯр = 5110— (+150) — 4960 м.
Определение приборной высоты при заданной истинной производится по формуле
Япр = На + ДЯр — ЛЯб — АН, — ДЯа — ДЯ„. (3.25)
Пели давление и температура в районе пролетаемой местности неизвестны, то расчет истинной высоты производится по формуле (3.22), в которой барическая поправка определяется для района н щодрома:
где Рюр….. давление на уровне аэродрома взлета;
Р0— давление, установленное на высотомере.
Определенная по формуле (3.26) величина АН б не учитывает наклон изобарической поверхности по маршруту полета, что приводит к уменьшению точности определения истинной высоты.